Старостой был мой дружок С.П. У нас с ним была такая дружба-вражда. Он был довольно поганеньким, я с ним однажды даже подрался. Потом он связался с хулиганьем, отбирали у детей велосипеды.
С отстающими была проблема. Их было у нас двое. Одного из них - А. нам классная руководитель сказала особенно не теребить, он был из большой казахской семьи, восемь или десять детей. В школе понимали, что он закончит восьмилетку и уйдет в ПТУ. Да он и сам нам сказал - ребята, отстаньте, с меня проку никакого, что-то в этом роде. А вот второй был злостный. Убегал с уроков - и пропадал. Родители очень просили повлиять. Ну мы и стали. Для начала выследили его. На голодный желудок какая слежка? Впрочем, он особенно не оригинальничал - сбежал домой, и закрылся. Мы ему в дверь звонить - не открывает. Стали его выкуривать - принесли снега под порог, чтобы он растял и затек ему в квартиру. Дети! Ни фига это не повлияло. Упорно ждали, пока его мама не пришла. Открыла дверь, запустила нас, опять же накормила. Говорит нам: "Повлияйте на него как можете. Я уже измучилась - не хочет учиться". Вот они жили как раз очень бедно. Полы какие-то дощатые не дощатые, но как в бараке, тесная квартира. Пошли к нему в комнату, стали общаться - ну адекватный же пацан! Говорит, мол, меня ничего не интересует. Вся эта математика, литература, все мимо. Пришел его папа с работы, он был рабочим по-моему, очень добрый человек. Поговорил с нами, надеялся на чудо. Ну не хочет человек! Теперь-то я подозреваю, что у него что-то вроде дисклекции было. Тогда этого диагностировать не могли, и может быть к лучшему, запоили бы таблетками до состояния зомби. Он потом, классе в 8-ом, неожиданно проявил интерес к компьютерам, у нас оборудовали компьютерный класс. Все восхищались: "Смотрите, его что-то заинтересовало!"
Идея была хорошей, конечно. Но что могут дети, они же не педагоги. Рычагов влияния, навыков - никаких. Я думаю, советская образовательная система просто перекидывала эту миссию на школьников. В Израили с отстающими занимаются сами педагоги. Я вообще не сторонник "образовния для всех". Должна быть альтернатива. Ну, например, дети с развитой моторикой страдают от скованности на уроках - для них это пытка. Их опять же запаивают риталином по самое не хочу. Потом, в Израиле в ряде школ есть идиотская практика - деражать детей с "легкими" психическими отклонениями в общих классах, дескать они "такие же". Такой ребенок способен превратить жизнь целого класса в ад. Хорошо еще если он "тихий", а если "буйный"? Я наблюдал и те и те случаи. Дохлый номер.
Конечно, общее образование нужно. Но оно должно и реальности соответствовать, хоть в малейшей степени. Например, что в СССР, что в Израиле - совершенно не изучают истории, языков, литературы стран, с которыми страна граничит. И никаких общих школ - только раздельные, иначе это не школа , а черт знает что. Ну блин, я вспоминаю период, когда у наших девчонок "отрасли сиськи", какая учеба на фиг?!
Совшкола была в принципе (кроме иняза) приемлемой в том плане, что действительно готовила к универу. В этом я убедился, опять же, в Израиле. У меня после совшколы не было такого гигантского разрыва по знаниям, как у израильтян.Они это преодолевали, но гигантским напряжение сил, и поражались моему знанию, казалось бы, элементарных вещей - там , модуля, биквадратных уравнений, исследования функции. Я уж молчу про интегралы.
Уроки труда тоже были чистым формализмом. Сначал был у нас прекрасный педагог - Аркадий Петрович (до сих пор помню! Его дочь у нас же была талантлевейшей училкой по английскому, ее быстро "ушли" почему-то). Он нас учил делать планер из реек. На каждом уроке новую деталь делали. В конце четверти у каждого был свой планер - и это было просто чудом его запустить, и он летел. Непередаваемое ощущение. Потом вместо него поставили долбоеба и самодура Эдуарда Петровича, у него не было указательного пальца, был он усатым и курил трубку. Пиздопротивнейшая личность! Швырялся киянками, вообще вел себя неподобающим образом. Потом вместо него поставили молодого типка, у которого мы какую-то нудную фурнитуру для мебели напильниками обтачивали. Теперь-то я понимаю,что он так нас эксплуатировал. Педагогом он был никакущим.
Самые дебилы были учителя физ-ры. Вот уж кто привил ненависть к своему предмету! Один дебильнее другого. У одного, Юрия Петровича, был характерный шрам (так зеки наказывают сексотов) от бритвы, но все шушукались, что он себя ударил топором, чтобы в армию не идти (ерунда сущая!). Ну и другие были ему под стать - кроме каната, футбола и прыжков через козла им нечего было нам предложить. Если бы мама не отдала меня сначала на самбо, а потом на классическую борьбу, вполне возможно, я ненавидел бы спорт и по сей день, но это уже другая история.
Самые состоятельные были учителя по пению. У одного баяниста был (единственный на всю школу!) автомобиль "Жигули". А так вообще жили педагоги скромно. Моя первая учительница Зоя Васильевна Котенкова вообще жила в подвале частного дома, который построил дед моего двоюродного брата Кости (он сам сейчас дед!). Когда я об этом узнал, был просто в шоке. Это не укладывалось в голове. Ну подвал не подвал, это был как бы минус первый этаж,но все же. А дом был классным - очень таким уютным. До сих пор его помню очень хорошо.
Кстати, из рук вон плохо преподавали у нас казахский, к которому у меня была просто ненормальная жажда - так хотелось его изучить. Это была политика. У нас была учительница Арина Ахметовна...Что тут сказать? Уровень знаний у ее второклассника и десятиклассника были идентичными. Зато с какой радостью он читала нам статью о переименовании улиц, первой ласточки независимости. Мы громко смеялись, потому что улицу "Нахимова" переименовали в "Ушакова", на контрасте с неизвестно откуда свалившимися на наши головы Кабанбай-батырами и Наурызбай-батырами это было очень смешно. А первый демонтированный памятник был памятником Дзержинскому рядом со зданием МВД и спорткомплексом "ДИнамо" на ул. Шевченко. (если мне память не изменяет). Всех остальных Ильичей тихо-мирно куда-то убрали, а его именно зверски искурочили, испоганили. С тех пор у меня неприятие этих демонтажей, после них обычно всякие пакости уже с живыми людьми учиняются. Бесам важно сначало ниспровергнуть символы.
Вот такая неожиданная ночная проповедь получилась.